....
А как вы думаете, на базе той же блогосферы возможно зарождение подобия гражданского общества?
Я очень скептически отношусь к перспективе появления у нас гражданского общества. На примере Норвегии, где я жил и работал десять лет, я могу сказать,что гражданское общество - то, где люди социально активны, имеют общие интересы и хотят и имеют инструменты для их отстаивания перед властью , во благо самого общества и каждого конкретного гражданина.
Семь лет я наблюдаю у себя в дневнике одно и то же: любая тема, которая связана с общественными интересами: защитой прав человека или животных, экологией, сохранением памятников архитектуры, благотворительностью вызывает раздражение, неприятие и отрицание. Люди не хотят ничего об этом знать. В то же время, все понимают, какая у нас правоохранительная система, какая у нас коррупция, и говорят об этом между собой. Но когда находится кто-то, кто говорит об этом во всеуслышание, на него начинают нападать. Счастливое исключение – Алексей Навальный, потому что он бьет по тем, кого и так не любят, восстанавливает справедливость. А когда люди выходят на митинг в защиту 31-й статьи Конституции, про них пишут, что они бездельники, мешают жить, отдыхать и так далее...
Поэтому о гражданском обществе у нас говорить рано. И демократического движения у нас толком нет, и, если честно, никогда его и не было. Только в 1991 году люди вышли к Белому дому, а в это время город жил своей жизнью, и страна жила своей.
читать дальше
Мне кажется, в 1991-м году был пик демократической активности, дальше все шло по нисходящей.
Когда во время событий в Чехословакии в 1968 году семь человек посмели выйти на Красную площадь с протестом, их били даже не милиционеры, а обычные прохожие. Сколько было ненависти и ксенофобии! Обидно, что молодые люди, которые не жили в СССР, путешествовали, видели как живет остальной мир, зачастую, точно такие же. Я понимаю, что здесь во многом вина тех демократов, которые у нас появились. Ведь все наши так называемые оппозиционные движения – это все ужасное скоморошество. У нас нет оппозиции, нет силы, которая держалась бы на поддержке какой-то части населения. Нет ее, и я не знаю, откуда она возьмется.
То есть реформирование общества в лучшую сторону возможно в лучшем случае сверху?
Так всегда и было. А снизу – русский бунт. Как средство все обнулить. Я очень этого боюсь. Я видел, что происходило в Киргизии. И если у повторится этот сценарий, будет, конечно, ужас.
И как тогда быть? Получается, власть права, запрещая оппозиционное движение снизу?
Внутренняя эмиграция – это единственный путь для меня. Я стараюсь делать то, что в моих силах, такая политика малых дел: кому-нибудь помогу собрать теплые вещи для бездомных, кому-то привлечь внимание, привести зрителей, как это было со спектаклем театра "Простодушные", где играют люди с синдромом Дауна. Сделай что должен, и будь, что будет.
Вы пессимист? Ведь обладая таким популярным средством массовой информации, как ваш блог, вы можете влиять на ситуацию? Или нет?
Не могу, а потом, я боюсь. Просто по-человечески боюсь. Потому что здесь с человеком можно сделать все, что угодно. Его можно посадить, избить, убить – ты никак ничем не защищен. Только если у тебя взвод охраны, и то... Ты можешь защититься от уличного хулигана, но когда на тебя наезжает каток правоохранительной системы, ты никак не защищен. Так что я не пессимист, я реалист. Все прекрасно вижу и понимаю, особых надежд не питаю, но живу в той стране, в которой родился и вырос.
И не собираетесь уезжать?
Не собираюсь, пока я здоров, во всяком случае. Мне здесь интересно. Я прожил 10 лет в Норвегии, где себя чувствовал, как рыбкка в аквариуме – светло, тепло, кормят... Я Норвегию очень люблю, всегда с удовольствием приезжаю, у меня там дочь, дом, внучка, мне нравится этот народ. Поэтому я часто пишу о Норвегии, втайне желая, чтобы люди видели, как хорошо можно обустроить жизнь. Но туда надо уезжать лет в десять, как уехала моя дочь, ей там комфортно. А мне, к сожалению, поздно. Кто-то может, а я не смог. Все эти 10 лет я каждый год в отпуск, как подорванный, ездил только в Россию.
Вы не чувствуете, что в России вы защищены своей популярностью?
Нет, конечно, нет. Наоборот, я привлекаю больше внимания, в том числе и особо пристального. И, если вспомнить сталинскую эпоху, никого это не защитило.
По крайней мере, про вас царь может поинтересоваться: «А где этот, как его... Другой?»
Я сейчас читаю «Запретный дневник» Ольги Берггольц, там она пишет про маршала Мерецкова, про то, в каком виде он вышел из сталинского лагеря, как его там пытали, как издевались. А теперь у нас Сталин снова на повестке дня, главный герой, «имя России». Молодые люди приходят и начинают мне рассказывать о том, как хорошо было при Сталине и при советской власти.
У нас историческая память короткая, меньше одного поколения. Скоро выяснится, что и Брежнев был видным руководителем и выдающимся
военачальником...
Это я могу ностальгировать по своему детству и ходить обедать в ГУМовскую «Столовую №57». Но когда начинают по СССР ностальгировать люди 1990 года рождения - это тревожно и странно.
Да, по той еде, по той чудовищной дряни, которой нас тогда кормили, мы сейчас ностальгируем не потому, что это было вкусно...
А потому, что это мое детство! Я ем жареную колбасу или мороженое в стаканчике и вспоминаю свое детство, Дворец пионеров, метро, улочки, которых уже нет. Но молодые люди же не знают, что в то же самое время было невозможно купить еду, одежду, обувь, поехать куда-то... Я уже не говорю о машинах и заграницах. Люди покупали у спекулянтов пластинки стоимостью в половину зарплаты. Скучать по этому могут только те, кто там никогда не был.
Мне кажется, возврат в ту эпоху уже невозможен. Люди у власти уже вкусили радостей рынка...
Конечно, невозможен. Но тренд пугает. Вот эти сюрреалистические гонения на людей с синими ведерками, запреты и ограничения на митинги и собрания.
Я все-таки надеюсь, что власть рано или поздно поймет, что сила в том, чтобы не бояться иного, другого мнения.
Полный текст интервью здесь azamat-tseboev.livejournal.com/96590.html
Фото здесь encore-cpp.livejournal.com/284898.html
Комментируйте, кому не безразлична эта тема.
@темы:
drugoi,
Рустем Адагамов
во-первых, такое ведь не только в России. я например живу в Казахстане, и тоже могу говорить о несовершенстве и несостоятельности гражданского общества. есть, конечно, отдельные НПО и фонды, но их единицы. что уж говорить, если у нас приняли Закон о лидере нации, наделяющего президента пожизненными полномочиями и решающим голосом в любых полит.спорах.
во-вторых, гражданское общество может и должно использовать интернет, интернет-СМИ и блогосферу для организации целых движений, проведения флэшмобов и других альтернативных мероприятий. у нас есть например партия, лидер которой сидит в Штатах, а деятельность они разворачивают в КЗ, активно при этом используя возможности Сети. странновато, конечно. и многие обвиняют их в неприсутствии.
в-третьих, о Киргизстане. после апрельских, да и не только апрельских событий, каждая рядом находящаяся страна, которая более или менее принимала во всей этой каше участие, беспокоится о своей внутренней безопасности. мода такая, наверное. и ставят в плохой пример киргизов, мол, как так можно бунт устроить и все разграбить. была версия даже о том, что бунтовавшие страдают дефицитом йода, и, соответственно, низким уровнем интеллекта. абсурд какой-то. "Когда власть и оппозиция не могут договориться, приходить третья сила с булыжниками" (автора не помню)
вот, вкратце изложила свое мнение. возможно, несколько отошла от темы, но это именно то, что пришло в голову при прочтении интервью. это ведь скорее беседа, т.к. журналист и свое мнение выражает, когда говорят о советском периоде.
а вот вы сами что думаете по поводу сказанного г-ном Адагамовым?
Благодаря интернету и, ЖЖ в частности, не удается замалчивать многие преступления властей. НО!
Просто по-человечески боюсь. Потому что здесь с человеком можно сделать все, что угодно. Его можно посадить, избить, убить – ты никак ничем не защищен.
вот это особенно страшно. Любые попытки отстаивать свободу слова будут разбиваться об это. Жизнь и здоровье свои и своих близких, в конечном счете, всегда важнее, чем любая политика.
Еще хочу сказать про ситуацию в Киргизии. Для тех, кто не в курсе, есть статья в Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%...
Выскажу мнение человека со стороны, который не вникал в политические и другие подробности. У меня сложилось ощущение, что это эти события можно поставить в один ряд с "революцией роз" в Украине, с нападением Грузии на Северную Осетию и др. подобными. Меня можно упрекать в паранойи, но за всем этим мне видится детально разработанный и продуманный план по дестабилизации обстановки в этом регионе. Кому и зачем это выгодно - не мне об этом судить. В подтверждение этому могу сказать, что во время освещения беспорядков в Оше многие корреспонденты говорили о каких-то снайперах-провокаторах, которые убивали людей как с одной, так и с другой стороны для поддержания конфликта.
Возможно Вы правы, и это в самом деле чья-то политика. Если говорить о Центральной Азии, то здесь присутствуют 4 крупных игрока - Россия, Китай, ЕС и США. Не могу также ничего утверждать об этом с уверенностью.
Когда училась на юрфаке и мы проходили тему "гражданское общество", слёзы наворачивались, насколько далеко нам до этого. Может поэтому, не стала работать по профилю...
А СМИ в каждой стране преподносят информацию по-своему. Например, про конфликт с Грузией, про Чечню... Западные страны долгое время не признавали чеченских террористов таковыми, так как за рубежом их представляли иначе, чем у нас - народными героями Чеченской республики... вроде партизанов.